Сцепление является одной из важнейших частей трансмиссии, которая предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к колесам. При помощи сцепления, можно разъединять и соединять усилие двигателя с другими частями трансмиссии и обеспечивать переключение передач (если речь идет об автомобиле с МКПП).
Из чего состоит сцепление?Всю систему сцепления можно разделить на 3 главных элемента:- Маховик;
- Ведомый диск;
- Нажимной диск.
Задача маховика заключается в обеспечении плавной работы коленвала и передаче крутящего момента на ведомый диск. Когда педаль сцепления полностью отжата, то ведомый диск основательно зажат между нажимным диском и маховиком. Как только происходит нажатие на педаль, ведомый диск сдвигается и выключает сцепление. После этого, крутящий момент от двигателя уже не передается на колеса автомобиля.
Общий принцип работы сцепления, следующий: - Когда вы зажимаете сцепление, останавливается ведомый диск, а вместе с ним и вал.
- При помощи рычага КПП, шестерня переводится в необходимое положение.
- Отпуская сцепление, вращающий импульс начинает передаваться на вторичный вал.
- Крутящий момент передается на колеса через карданную и главную передачу.
Разновидности сцепленияСцепление может отличаться по:- Типу привода. Он может быть электрическим, гидравлическим или механическим.
- Виду трения. Встречаются системы с масляной ванной или без нее.
- Числу ведомых дисков.
- Режиму включения.
Наиболее популярные на сегодняшний день – это модели, в которых используются фрикционные диски.
Они, в свою очередь, подразделяются на:- Однодисковые;
- Двухдисковые;
- Многодисковые (3 и более дисков).
Что касается их материала, то он практически идентичен тому, который используют при производстве тормозных колодок. Ранее в состав включали также и асбест, но со временем это было запрещено, из-за выделяющейся пыли, негативно влияющей на здоровье человека.
Какое сцепление предпочтительнее?На автомобилях малой и средней мощности, чаще всего устанавливается однодисковое сцепление.
Двухдисковое предпочтительнее устанавливать на грузовых автомобилях (или легковых с мощным двигателем). Срок их эксплуатации значительно выше, чем у однодисковых, как и цена. Поэтому их использование на обычных маломощных авто финансово не рационально.
Что касается многодискового сцепления, то оно нашло применение в крупной строительной технике и спортивных автомобилях.
Залог работы сцепленияПлавность работы сцепления во многом зависит от проскальзывания дисков, когда сжимающее их усилие начинает снижаться. А точность передачи крутящего момента пропорциональна плотности соединения 2-х поверхностей (ведомой и ведущей).
При длительной работе или высоких нагрузках, обе поверхности начинают изнашиваться и стираться, что приводит к, так называемому, «буксованию».
Если сцепление вышло из строя и диски не способны разъединиться полностью, то плавное переключение передач становится невозможным.